Золотошвейная мастерская
На самом дальнем скиту, Троице-Серафимовом, куда практически нет входа мирянам, трудятся златошвеи. Золотошвейная мастерская в самом светлом месте – на клиросе храма, где во время службы поёт церковный хор, окна по всему периметру. Сестры работают над образами под постоянную молитву. Их вышивают драгоценными золотыми и серебряными нитями, с отделкой из натуральных самоцветов: используется жемчуг, бирюза, хрусталь. Искусство пришло к нам в 13 веке, но через какое-то время было практически утрачено. Сегодня в России остались единицы мастериц, работающих по старинной технике. Местных монахинь обучала мастерица, специально приглашённая из глубинки России. Работа тонкая и кропотливая, освоить её может не каждая вышивальщица. В Янтарном крае на сегодняшний день это единственное место, где можно увидеть, как работают по старинной технике.
Изображение №1 Костюм парадный придворный императрицы Александры Федоровны, Государственный Эрмитаж
Известно несколько разновидностей техники золотного шитья, но все объединяет одна особенность – нити крепились поверх тканей, особая фактура нитей диктует и особую технику шитья. Мастерицы шили вприкреп, золотная нить не протаскивалась сквозь ткань, а закреплялась на лицевой стороне с помощью различных швов шелковыми нитями в тон основной нити или же наоборот, контрастной нитью. У одних изделий поверхность была плоская, нити располагали в разных направлениях и так создавался эффект золотого блеска. Другие изделия имели выпуклую поверхность – на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из бересты или картона, и обшивались золотыми нитями.
Изображение №2 Платье коронационное Александры Федоровны, Россия, 1825 год, глазет, серебряное шитье
В феврале 1903 года в Зимнем дворце состоялся самый известный бал времен Николая II –костюмированный бал-маскарад, на время которого вся знать Российской империи облачилась в роскошные костюмы в «допетровском стиле».
Изображение №3 Несколько чудом сохранившихся костюмов из экспозиции Эрмитажа