Золотошвейная мастерская

На самом дальнем скиту, Троице-Серафимовом, куда практически нет входа мирянам, трудятся златошвеи. Золотошвейная мастерская в самом светлом месте – на клиросе храма, где во время службы поёт церковный хор, окна по всему периметру. Сестры работают над образами под постоянную молитву. Их вышивают драгоценными золотыми и серебряными нитями, с отделкой из натуральных самоцветов: используется жемчуг, бирюза, хрусталь. Искусство пришло к нам в 13 веке, но через какое-то время было практически утрачено. Сегодня в России остались единицы мастериц, работающих по старинной технике. Местных монахинь обучала мастерица, специально приглашённая из глубинки России. Работа тонкая и кропотливая, освоить её может не каждая вышивальщица. В Янтарном крае на сегодняшний день это единственное место, где можно увидеть, как работают по старинной технике.

Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.
Искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, принято считать, что к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.
Секреты мастерства передавались по наследству из поколения в поколение, и не каждая мастерица могла овладеть искусством сложнейшей вышивки. Со второй половины XIX века золотное шитье становится народным промыслом, создаются артели вышивальщиц. Золотыми нитями расшиваются пояса, сафьяновая обувь, женская одежда, головные уборы, изделия вышиваются по заказу и просто на продажу. В монастырях золотом расшивают предметы церковного обихода. Лучшие вышивальщицы украшали узорами парадную одежду для царской семьи.

Изображение №1 Костюм парадный придворный императрицы Александры Федоровны, Государственный Эрмитаж

Известно несколько разновидностей техники золотного шитья, но все объединяет одна особенность – нити крепились поверх тканей, особая фактура нитей диктует и особую технику шитья. Мастерицы шили вприкреп, золотная нить не протаскивалась сквозь ткань, а закреплялась на лицевой стороне с помощью различных швов шелковыми нитями в тон основной нити или же наоборот, контрастной нитью. У одних изделий поверхность была плоская, нити располагали в разных направлениях и так создавался эффект золотого блеска. Другие изделия имели выпуклую поверхность – на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из бересты или картона, и обшивались золотыми нитями.

Поручи, XVII век, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
При шитье вприкреп нить укладывается на лицевой стороне ткани вертикальными рядами вплотную одна к другой. Закрепляется при помощи вспомогательной нити поперечными стежками. Регулируя расстояние между ними, получают геометрический орнамент, который образуется на фоне золотной нити. Эти орнаменты и называются швами шитья в прикреп. У каждого из них есть несколько разновидностей и свое название – «перышко», «черенок», «городок», «ягодка». Кроме золотистой нити для швов в прикреп используют и цветные.
Золотом шили по бархату, шелку, парче и по плотным, суровым тканям, подложка делалась из холста. Ткань выбирали в зависимости от узора. Если он был сплошным и покрывал всю поверхность ткани, то ткань – основа подбиралась плотная, если же золотом вышивались только узоры, то использовали шелк, бархат или парчу, и ткань подбирали и по фактуре и по цвету. Кроме нитей в золотном шитье используют канитель для орнамента или для обводки контура узора, жемчуг и драгоценные камни для украшения изделий.
Золотное шитье очень тонкая и кропотливая работа, мастерице требовалось несколько месяцев, а то и больше года, чтобы закончить изделие. Лучшие образцы и сейчас хранятся в музеях, в Эрмитаже можно увидеть парадное платье Екатерины II.

Изображение №2 Платье коронационное Александры Федоровны, Россия, 1825 год, глазет, серебряное шитье

В феврале 1903 года в Зимнем дворце состоялся самый известный бал времен Николая II –костюмированный бал-маскарад, на время которого вся знать Российской империи облачилась в роскошные костюмы в «допетровском стиле».

13 февраля проходил сам бал, на котором танцевало около 400 человек. Все участники были в костюмах времен царя Алексея Михайловича. Дамы были в сарафанах и кокошниках, а кавалеры – в костюмах стрельцов. Музыканты оркестра также были одеты в древнерусские костюмы.Костюмы в стиле la russe специально создавались по эскизам художников и стоили целые состояния. По настоянию императрицы все посетители бала были сфотографированы лучшими фотографами Санкт-Петербурга. Благодаря этим фотографиям и нескольким сохранившимся экспонатам мы можем увидеть все великолепие этих маскарадных костюмов, в которых широко представлены техники орнаментального, лицевого и золотного шитья.

Изображение №3 Несколько чудом сохранившихся костюмов из экспозиции Эрмитажа