СЛОВО игумении Елисаветы, настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии
от 23 мая 2020г.
Дорогие и любимые! У нас сегодня на трапезе собралась почти вся семья, в том числе и послушницы, живущие в миру, все здесь. Сегодня нам для чтения Господь предложил житие святого апостола Симона Кананита, прозванного Зелотом – ревнителем. Он жил в Канне Галилейской. Симон вступает в брак, идет его свадьба, но вина не хватило и вот Христос совершает первое чудо, претворение воды в вино, через которое у Симона проснулась вера в Иисуса, как Сына Божия. Что же делает Симон? Он встает из-за брачного стола и идет за Христом. Что же на самом деле заставило Симона уйти с брачного пира и пойти с Христом, почему он поверил сразу? Ведь Господь совершал и совершает чудеса, всех призывает идти за Ним, но не все сразу встают и идут за Призывающим. Любимые, потому что ревность о Боге чувство не приобретенное, это чувство врожденное. И когда Господь пришел на эту свадьбу, а Он не мог не быть не приглашенным, потому что Симон был сыном Иосифа Обручника от первого брака. Они вместе росли, они же в принципе братья, потому что весь народ считал Иосифа отцом Иисуса Христа. Они жили и росли в одном доме. И, когда обрученная Иосифу Дева Мария пришла в его дом, у него уже были дети и среди них Симон. Почему же он раньше не видел в Иисусе Христе Бога, а увидел только на собственной свадьбе? Потому что через чудо, в Симоне открылась ревность о Боге. Ревнителями о Боге, настоящими, от сердца, не становятся, ими рождаются. А затем становятся по вере и любви, которая восстает в сердце по обстоятельствам, предуготовляемыми Богом, не всегда даже осознаваемые человеком. Любовь нелицемерная, терпение, смирение, кротость, воздержание, чем Господь одаряет избранную им душу, заставляет её идти за Христом. Вот то, что увидел Симон в Христе и пошел за Ним. Он проповедовал в основном в восточных странах. Абхазия была последней страной, куда он принёс Слово Божие, где он был убит. Ему отрубили голову на порогах горной реки около деревушки Анакопия у подножия горы, которая в наши дни называется Иверская. Когда русские монахи были изгнаны из Старого Афона, то начали искать себе место, где можно было бы в уединении продолжить свой духовный подвиг. И Анакопия как никакое другое место подходило к их духовному поиску. Они поселились у подножия горы, так появился Новый Афон, небольшой городок в Абхазии.
Как же он жил, Симон Кананит? Кана Галилейская – это очень красивое место, зеленые горы окружают ее, в этой благодати не могла не зародиться любовь, тишина и умиротворение, тихое журчание горных рек окунало душу в благодатный поток Божественной энергии. Там прошло его детство, юность, отрочество, откуда он пошел с проповедью учения Христа и дошел до Абхазии, где поселился в высокой горе, в пещере, вырубленной в скалах. Входом в пещеру служило отверстие, через которое ученики приносили ему еду, поднимали её в корзине. Отсюда он выходил с проповедью Иисуса Христа к народу. Любимые, вчера нам тоже пришло письмо от одного старца, который со всей силой убеждения предсказывал третью мировую войну, конец которой полная агрессивность людей, вплоть до каннибализма, и что уже сейчас нужно делать все, что может защитить наше жилище от разграбления. Желательно иметь в доме ружья, потому что мародерство будет порождено голодом. Любимые, и вновь в моем сердце воскресла жизнь преподобного Сергия Радонежского, толпы людей шли к нему за помощью. И что же он, защищает свой хлеб и отстреливает своих же братий? Преподобный раздает всё до последней крошки, потому что его поступками руководит любовь к людям. Силы зла победят тогда, когда мы потеряем любовь и станем зверями, и тогда вместо высоких гор, Царствия Небесного, в наших монастырях останутся звери в человеческих шкурах. Вот тогда придет конец. И я каюсь снова и снова, за то, что, прочитав это послание, начала думать о том, как огородить монастырь, какие поставить стены, забор. И вновь в моей душе мысль Пресвятой Богородицы: нужно не оружие заготавливать, а нужно сейчас нашу жизнь обустроить таким образом, чтобы питания хватило и для тех, которые придут за помощью. Любимые, только тогда мы с вами будем настоящими инокинями и православными христианами. Нами руководит Пресвятая Богородица и Она не позволит, чтобы мы отстреливали собственную братию. Мы будем трудиться, уже сейчас возделывать наши поля, чтобы исполнить послушание Божией Матери, создавать условия, чтобы люди могли кормиться сами. У нас 120 гектар земли, на ней можно вырастить всё, что нужно для пропитания хотя бы этой части области. Люди в окружающих нас деревнях имеют свои подсобные хозяйства, поэтому ни Господь, ни Пресвятая Богородица нас не оставят.
Наша земля русская переживала и первую и вторую мировую, и татаров, и монголов, поляков, литовцев, немцев. Не всегда мы были победителями сразу, но рано или поздно русский народ своею верою и преданностью Пресвятой Богородице и Христу Спасителю, побеждал силу зла. Поэтому, любимые, я не благословляю читать никакие сообщения, послания, отвлекающие душу от молитвы. Душа от этих посланий искушается и забывает, что Бог, как и мы, Личностен, это Личность, это То, в чем мы живем и от чьей Руки питаемся. Любимые, забудьте обо всем, кроме молитвы, потому что враг очень силен, не будем смотреть ему в глаза и срывать плоды с дерева его познания. Давайте будем радоваться, что с нами Господь, Пресвятая Богородица. Бог любит нас, ведь когда-то в этом монастыре в Его строю было двое, а сейчас, посмотрите, какое воинство Христово. Будем преодолевать трудности с помощью Божией и Пресвятой Богородицы, будем учиться отделять плевелы от хороших зерен, правду ото лжи, притворство от истинной святости, и просить у Бога помощи при всех жизненных обстоятельствах. Будем держаться нашего Патриарха, любить нашу Родину. Помогай нам Господь в этом. Обнимаю вас. Аминь.