Слово настоятельницы

 

Проповедь игумении Елисаветы, настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии

от 26 мая 2020г.

Дорогие и любимые! Апостол Павел приходит в Афины. Афины по тем временам считались очень цивилизованным городом, потому что в нем жили люди, которые ум свой занимали, в основном, рассуждениями о Боге, о религии, и все иностранцы приходили в Афины с одной целью: послушать, что говорят другие и самим что-то сказать, собирались те, которым хотелось поговорить, поспорить. И Павел пришел в этот город, пришел с одной целью — проповедовать Слово Спасителя и обратить этот языческий город к вере Христовой. Апостол Павел ходил по улицам, подходил к людям, которые стояли маленькими группами, и рассказывал им об учении Христа. И люди сказали ему: «Иди в Ареопаг и скажи, чего ты, собственно, хочешь сказать». И вот Павел в Ареопаге, и начал говорить: «Я чужестранец в вашем городе, обходя город по улицам, я заметил, что вы все верующие, у вас много храмов, построенных в честь разных богов, которых вы почитаете, среди них я увидел храм невидимому Богу. И я пришел к вам, чтобы сказать, что этот невидимый Бог уже приходил на Землю в образе Иисуса Христа». Конечно, мало кто его понял, поднялось возмущение народа. Но сейчас, любимые, речь идёт о другом, в своём слове апостол сказал то, что может ввести душу в некое смущение: «Бог, сотворивший этот мир и всю Вселенную, живёт в нерукотворных храмах». То есть как будто бы те храмы, которые строятся, наши монастыри, необязательны и не нужны Богу. Как же так? Что ж, это правда, потому что только тот храм угоден Богу, который построен Духом Иисуса Христа, только такой храм устоит перед любой вражьей силой, когда, мы строители сами, становимся живым храмом Духа Бога Слова. Если же храм строится человеком с целью проявить себя, этот храм быстро начнёт ветшать и разрушаться. Если же храм строится Духом Святым, тогда люди, приходящие в новый, только что построенный храм, ощутят его наполненным Духом любви и умиротворения для души, как будто в нем молились много-много веков. Вот что такое строительство нерукотворного храма. Если же храм построен человеком без участия Духа Святого, то мы, заходя в него, ощущаем некую пустоту, которая не имеет отклика в нашем сердце. Любимые, если мы не создадим на Земле что-то своим личным нерукотворным храмом души, наполненным Духом Христа, не умрём для мира и не заменим наш внутренний мир на мир Господа, то мы жили напрасно. Можно пахать землю, строить мосты, корабли, всё что угодно, но если это делается сердцем, не наполненным любовью к Богу, то все усилия напрасны, Бог наших трудов не увидит. Не потому, что не хочет. А это бывает при отречении от старого мира и причащения Плоти и Крови Спасителя, Он открывает историю нашей жизни. И когда язычники обратились к Филиппу, чтобы он им показал Господа Иисуса Христа, то Господь ответил: «Ныне суд миру сему». Что такое «ныне суд миру»? Когда этот суд наступает? Когда придёт Господь, чтобы судить? Любимые, Бог пришел не судить, а исполнить, ввести нас в Его мир, мир Света и добра, радости жизни вечной в Нём. Когда мы обретаем Бога в своей душе, тогда мы становимся сами себе судьями, но не Бог. И каждый из нас, кто пошёл за Христом, испытал это на себе. Как только Бог входит в сердце, а это бывает только при отречении от старого греховного мира и причащения Его Плоти и Крови, Господь начинает открывать нам историю нашей жизни, и мы, в ужасе от содеянного, становимся сами себе судьями, но мы уже не можем простить себя, окунаясь в бездну своих грехов. Мы перебираем свои поступки, процеживаем их, смотрим и видим, какие мы есть на самом деле, теперь уже глазами Господа нашего Иисуса Христа. Вот это и есть суд, другого суда, любимые, не бывает. Что же нам по этому поводу говорит наш любимый Патриарх? Он говорит о том, что есть такое главное качество, которое живёт в нашем сердце, оно одно из самых главных, без которого жить невозможно: кротость. «Блаженны кроткие, яко тии наследят землю», вернутся на неё обновленную, потому что пошли за Правдой Божией. Люди же, ставящие себя в центре Бытия, Царство Небесное не наследуют. Потому что этот человек не может принимать других людей, считая себя центром всей Вселенной. Без кротости, всё остальное только: гордыня, самолюбие, тщеславие, неприятие, ревность, обидчивость. Если в человеке есть дух кротости, тогда мир лжи к нему прилепиться не может. Кротость есть признак того, что мы с вами дети Единого Бога, что мы братия и сестры, что мы с вами родня по духу. Выше этого не бывает ничего. Вокруг кроткого всегда собираются люди, потому что кроткий и смиренный сердцем человек видит ценность других людей и помогает им проявить свои таланты, не боясь конкуренций. Так учит нас наш Патриарх. Вот вам, любимые, лакмусовая бумажка. Помогай нам Господь прожить и сегодня день без греха и обрести тех духов, которые осветят нам путь к Господу, и приведут к Тому, Кто есть Свет миру. Аминь.

 

 

 

 

Проповедь игумении Елисаветы, настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии

от 25 мая 2020г.

 

Дорогие и любимые о Господе! Сегодня наше с вами поучение особенное, проповедь апостолов Павла, Симона, Варнавы продолжается по всем странам, кто-то их принимает, кто-то гонит, гонят даже тех, которые дают им приют в своих домах. Идет борьба, борьба за распространение учения Иисуса Христа по всей Земле. Реализуется цель, с которой Господь пришел на Землю. И вот основной момент сегодняшнего повествования. В это время первосвященником в Иерусалиме был Каиафа, который словами: «лучше одному человеку пострадать за народ и за весь мир, нежели всем нам погибнуть», подвел черту под всей жизнью Спасителя. И с этого момента его искали убить. Любимые, каждый человек рождается по воле Божией и каждому Господь обозначает цель прихода на Землю. Однако это не значит, что Каиафа, благословив убийство Спасителя, совершил благое дело. Да, кто-то должен был это сделать, но горе тому, кто исполнит послушание от сил зла, «лучше бы ему жернов на шею», так говорил Господь. Почему? Потому что предателями не становятся, ими рождаются. Родились души тех, которые должны были распять Христа. Сегодня день памяти священномученика Гермогена. Патриарх Гермоген отличался особым даром: отделять плевелы от зерен. Учитель и Святитель, исполнитель воли Божией. Его нельзя было ничем склонить к предательству Господа, он жил по Его Слову. Любимые, земля русская за всю историю претерпевала многое: войны, разрухи, поморы, язвы, вирусы. Умирали миллионы людей. Но сроки жизни на Земле определяет Господь, а Бог поругаем не бывает. Сейчас пророчествуют третью мировую войну. Любимые, её не будет, она уже идет и давно. Вирус запущен. Война уже идет, но пока на уровне жизненных обстоятельств, связанных с социумом и здоровьем людей. Идет нравственно-психологическая война, разрушающая сердца, наполняя их ложью. Информационные каналы настраивают сознание людей на перестройку по отношению ко злу, когда добро подменяется злом, когда внушается, что человек должен быть богатым, обеспеченным, иметь всё, чего пожелает, что человек должен любить только себя и думать только о себе, что он сам есть сила, способная решить его судьбу. Эти желания он может реализовывать с помощью банков, ипотек. Но при этом исключается и вымывается из сердца и ума человека память о Боге, о том, что человек Его творение и обязан жить по Закону Божьему. Это начало военных действий. Пока ещё нет голода и факторов, которые сделают людей агрессивными друг к другу, этого нет. Пока. Как же мы должны обустроить жизнь монастыря? Во-первых, помнить, что мы здесь по воле Божьей и благословению Пресвятой Богородицы. Чтобы быть исполнителями Их воли, нужно очистить наши сердца от страстей: раздражительности, нетерпимости, зависти, обидчивости, и наполнить их милосердием и любовью ко Господу нашему Иисусу Христу. Чтобы в наших сердцах не было осуждения Матушки, как это было у братии того монастыря, в котором игуменом был Святитель Епифаний. Братия осуждала своего игумена за то, что он благословил их питаться овсяным хлебом с водой, а приходящим за помощью, оставить хорошую пищу. И Господь призрел на смирение игумена и послал монастырю пропитание, которого хватило на всех. Примеров, когда побеждает любовь, много. Вот то, что мы должны взрастить в наших сердцах. Бог же наш Иисус Христос Есть Любовь. В Нём целое море любви. Люди эту любовь житейскими страстями поджигают и их сердца становятся каменными. Нам же с вами, никого не осуждая, нужно молитвой охранять разрушение собственной души. Быть готовыми кормить, помогать, поддерживать, организовывать приюты для больных, вот задача, поставленная нам Пресвятой Богородицей. Помогай нам всем Господь. Ангела хранителя, и да ведет нас Рука Божия по указанному Господом пути. Аминь.

 

Проповедь игумении Елисаветы, настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии

от 23 мая 2020г. 

Дорогие и любимые! У нас сегодня на трапезе собралась почти вся семья, в том числе и послушницы, живущие в миру, все здесь. Сегодня нам для чтения Господь предложил житие святого апостола Симона Кананита, прозванного Зелотом – ревнителем. Он жил в Канне Галилейской. Симон вступает в брак, идет его свадьба, но вина не хватило и вот Христос совершает первое чудо, претворение воды в вино, через которое у Симона проснулась вера в Иисуса, как Сына Божия. Что же делает Симон? Он встает из-за брачного стола и идет за Христом. Что же на самом деле заставило Симона уйти с брачного пира и пойти с Христом, почему он поверил сразу? Ведь Господь совершал и совершает чудеса, всех призывает идти за Ним, но не все сразу встают и идут за Призывающим. Любимые, потому что ревность о Боге чувство не приобретенное, это чувство врожденное. И когда Господь пришел на эту свадьбу, а Он не мог не быть не приглашенным, потому что Симон был сыном Иосифа Обручника от первого брака. Они вместе росли, они же в принципе братья, потому что весь народ считал Иосифа отцом Иисуса Христа. Они жили и росли в одном доме. И, когда обрученная Иосифу Дева Мария пришла в его дом, у него уже были дети и среди них Симон. Почему же он раньше не видел в Иисусе Христе Бога, а увидел только на собственной свадьбе? Потому что через чудо, в Симоне открылась ревность о Боге. Ревнителями о Боге, настоящими, от сердца, не становятся, ими рождаются. А затем становятся по вере и любви, которая восстает в сердце по обстоятельствам, предуготовляемыми Богом, не всегда даже осознаваемые человеком. Любовь нелицемерная, терпение, смирение, кротость, воздержание, чем Господь одаряет избранную им душу, заставляет её идти за Христом. Вот то, что увидел Симон в Христе и пошел за Ним. Он проповедовал в основном в восточных странах. Абхазия была последней страной, куда он принёс Слово Божие, где он был убит. Ему отрубили голову на порогах горной реки около деревушки Анакопия у подножия горы, которая в наши дни называется Иверская. Когда русские монахи были изгнаны из Старого Афона, то начали искать себе место, где можно было бы в уединении продолжить свой духовный подвиг. И Анакопия как никакое другое место подходило к их духовному поиску. Они поселились у подножия горы, так появился Новый Афон, небольшой городок в Абхазии.

Как же он жил, Симон Кананит? Кана Галилейская – это очень красивое место, зеленые горы окружают ее, в этой благодати не могла не зародиться любовь, тишина и умиротворение, тихое журчание горных рек окунало душу в благодатный поток Божественной энергии. Там прошло его детство, юность, отрочество, откуда он пошел с проповедью учения Христа и дошел до Абхазии, где поселился в высокой горе, в пещере, вырубленной в скалах. Входом в пещеру служило отверстие, через которое ученики приносили ему еду, поднимали её в корзине. Отсюда он выходил с проповедью Иисуса Христа к народу. Любимые, вчера нам тоже пришло письмо от одного старца, который со всей силой убеждения предсказывал третью мировую войну, конец которой полная агрессивность людей, вплоть до каннибализма, и что уже сейчас нужно делать все, что может защитить наше жилище от разграбления. Желательно иметь в доме ружья, потому что мародерство будет порождено голодом. Любимые, и вновь в моем сердце воскресла жизнь преподобного Сергия Радонежского, толпы людей шли к нему за помощью. И что же он, защищает свой хлеб и отстреливает своих же братий? Преподобный раздает всё до последней крошки, потому что его поступками руководит любовь к людям. Силы зла победят тогда, когда мы потеряем любовь и станем зверями, и тогда вместо высоких гор, Царствия Небесного, в наших монастырях останутся звери в человеческих шкурах. Вот тогда придет конец. И я каюсь снова и снова, за то, что, прочитав это послание, начала думать о том, как огородить монастырь, какие поставить стены, забор. И вновь в моей душе мысль Пресвятой Богородицы: нужно не оружие заготавливать, а нужно сейчас нашу жизнь обустроить таким образом, чтобы питания хватило и для тех, которые придут за помощью. Любимые, только тогда мы с вами будем настоящими инокинями и православными христианами. Нами руководит Пресвятая Богородица и Она не позволит, чтобы мы отстреливали собственную братию. Мы будем трудиться, уже сейчас возделывать наши поля, чтобы исполнить послушание Божией Матери, создавать условия, чтобы люди могли кормиться сами. У нас 120 гектар земли, на ней можно вырастить всё, что нужно для пропитания хотя бы этой части области. Люди в окружающих нас деревнях имеют свои подсобные хозяйства, поэтому ни Господь, ни Пресвятая Богородица нас не оставят.

Наша земля русская переживала и Первую и Вторую мировую, и татаров, и монголов, поляков, литовцев, немцев. Не всегда мы были победителями сразу, но рано или поздно русский народ своею верою и преданностью Пресвятой Богородице и Христу Спасителю, побеждал силу зла. Поэтому, любимые, я не благословляю читать никакие сообщения, послания, отвлекающие душу от молитвы. Душа от этих посланий искушается и забывает, что Бог, как и мы, Личностен, это Личность, это То, в чем мы живем и от чьей Руки питаемся. Любимые, забудьте обо всем, кроме молитвы, потому что враг очень силен, не будем смотреть ему в глаза и срывать плоды с дерева его познания. Давайте будем радоваться, что с нами Господь, Пресвятая Богородица. Бог любит нас, ведь когда-то в этом монастыре в Его строю было двое, а сейчас, посмотрите, какое воинство Христово. Будем преодолевать трудности с помощью Божией и Пресвятой Богородицы, будем учиться отделять плевелы от хороших зерен, правду ото лжи, притворство от истинной святости, и просить у Бога помощи при всех жизненных обстоятельствах. Будем держаться нашего Патриарха, любить нашу Родину. Помогай нам Господь в этом. Обнимаю вас. Аминь.

Проповедь игумении Елисаветы, настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии

от 21 мая 2020г.

Дорогие и любимые! У нас сегодня особый праздник, праздник любви — день памяти апостола Иоанна Богослова, который называется ещё апостолом любви, потому что никто из апостолов не говорил столько о любви, сколько апостол Иоанн Богослов. Сегодня Господь через апостола Павла готовит нас к тому, что путь в Царство Небесное усеяно многими скорбями и другого пути кроме скорби быть не может, потому что враг человеческий, послушание которого отвернуть нас от Бога, так просто не сдастся. Но его задача облегчается ещё и тем, что мы приросли к греху, слились с ним, нашей человеческой природой и эгоизмом. Это та враждебная сила, которая пригвоздила к кресту Того, Кто показал нам путь к жизни вечной. Это те, которые боролись с последователями Христа, с яростью язычников и, непобежденные в открытой борьбе, начали скрытую борьбу за души людей через воздействие на наш поврежденный разум. Да, любимые, мы припали к греху и вырваться из его вируса очень трудно. Отрывать себя от того, к чему прилепился тяжело, больно. Заноза, небольшой гнойничок, а при удалении как больно. Ещё более трудно отдирать от себя грех. Но Господь наш Иисус Христос открыл двери нам, ранее не знающим Бога. Почему дверь веры открылась незнающим Его, а те, кто были учителями Церкви и утверждали, что знают Бога, не приняли Его. Почему? Потому что ум этих людей был занят собой, и они считали себя уже знающими, уверенные, что кроме их личного знания не может быть ничего другого. Они даже закон Моисеев изменили применительно к своей личной правде. Почему же поверили мы и язычники, которые, верили в богов, порождённых стихиями природы? Потому что мы дети Земли, но внутри нас всегда жило что-то, в чем нуждалась и о чём тосковала душа, потому что в глубине себя, как будто, что-то помнила, что-то очень чистое и хорошее. Она жила в ожидании очень для неё важного, что может изменить её, сделать счастливой. И все народы, в ком душа жаждала истины, услышав о том, что она пришла, как и самарянка, воскликнули: «видим, вы говорите о Великом». В их сердцах открывается вера, которая приводит к осознанию, что Иисус Христос Сын Божий и тогда так же, как и самарянка они просят у апостолов: «дайте и нам этой воды, чтобы нам не жаждать во век». Иоанн был любимейшим из всех учеников Господа нашего Иисуса Христа, который всем существом поверил в то, что Иисус Христос — воплощенное Слово, Мысль Бога – Отца, Логос, долгожданная Мессия. Он первый сказал: «Мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам жизнь вечную, которая была у Отца и явилась нам». Иоанна Богослова называли Воанергес – сын Грома, потому что он проповедовал учение Христа с такой силой, верой, чистой непорочной любовью, пропитывающей всё его существо, что ему дали имя Гром. Причем, будучи по натуре кротким, смиренным, не эмоциональным, он проповедовал силой Духа Иисуса Христа, носителем которой был во всей полноте. Иоанн никогда не показывал, что он любимый ученик, но всегда, находясь рядом был в то же время как бы в стороночке, впитывая каждый вздох, каждый жест, любое действие и мысль Спасителя, запечатлевая Господа в свое сердце. Такой был Иоанн Богослов. Это он сказал, что Бог – есть абсолютный Свет и в Нём нет никакой тьмы. Святой апостол не разделял жизнь на тьму или свет, он был категоричен: либо тьма, либо свет. Он утверждал, что если у нас нет абсолютного света, то мы с вами, любимые, тьма. И если в свете есть хотя бы маленький кусочек тьмы, то это уже не полный свет. Господь сегодня нам открывает Себя, как дверь в Царствие Небесное и тот, кто не входит этой дверью, а пытается проникнуть в тайны Божии через знания, какой-то мистический опыт, используя любую другую силу кроме Христа, то он вор и разбойник. Любимые, если мы не одухотворяемся Светом Христовым, Его учением, любовью, которую Господь испытывает к нам, и в ответ на Его любовь, не любим так, как любил Иоанн Богослов, то Бог нас не слышит и не видит. Богу нужна не экзальтация, а наша душа, спокойная, умиротворенная Его Словом, живущая Его делом. И Святейший Патриарх Кирилл, наш духовник, говорит нам сегодня: «Сестры, любовь должна пронизывать всю вашу жизнь». Но у нас не всегда это получается. И Патриарх нам дает совет: «Чтобы этой любви приразиться, чтобы она в нас проросла, и чтобы мы ощущали и понимали её законы, нужно научиться делать добро и всячески избегать зла. Когда в вашу голову, учит Святейший, приходят злые мысли, гоните их немедленно, потому что эти мысли не от Бога, и, если вы их реализуете, это приведет вас к плохому. Если вас посещает чувство недоброжелательности, ненависти, гоните их сразу же, немедленно, потому что эти чувства разрушат вашу жизнь. Но если у вас появится внимание к человеку, к растению, к животному, к Богом созданному миру, если вы почувствуете нежность и теплоту в сердце, берегите, это чувство, это и есть отображение Божественной любви». Сестры, будем же, внимая словам нашего Патриарха, учиться у наших учителей — апостола Павла, а любви — у Иоанна Богослова. Божия Благодать да пребудет с вами. И дай Бог, чтобы Слово, которое мы сегодня с вами услышали, не было посеяно на камне, при дороге, чтобы ветер, плохая погода, помыслы не унесли это Слово из нашего сердца. Дай Бог, чтобы мы запомнили это и делали так, как нам говорит Господь через своего апостола. Любимые, живите жизнью монастыря, всё личное отбросьте. Бог нас питает, одевает, дает нам труды по силам, по нашим нуждам, Он их удовлетворяет в полной мере. У нас никто не перерабатывает, так несите радость в своей душе, потому что сегодня, отвечая на полемику с фарисеями, Господь сказал Своим ученикам, что, если мы с вами будем исполнять заповеди и пойдем за Христом здесь и сольемся с Ним, мы уже в Царствии Небесном. Другого не будет, будет только то, что есть сейчас. Другого не бывает. Будем беречь наши души от всякого зла, и гневаясь, не согрешать. Ангела Хранителя всем! Аминь.

Проповедь Матушки игумении Елисаветы, настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии

от 8 мая 2020г.

Дорогие и любимые! Сегодня у нас день памяти одного из четырех апостолов, которые передали нам Слово Господа нашего Иисуса Христа. Почему наша Церковь называется апостольской? Потому что мы сформированы как община через святых апостолов. Они были первыми членами общины Господа Иисуса Христа. Они первыми услышали Слово Божие и понесли Его по миру. Поэтому все предания, всё, что связано с историей жизни Иисуса Христа, связано с апостолами. О чем мы должны молиться апостолам? О том, чтобы они помогли нам понять и принять веру Христову, так как это было у них, чтобы мы смогли, как и они, сохранить эту веру и Богом подаваемую силу. Дорогие, мой любимый апостол – Павел, потому что мой путь к Господу Иисусу Христу прошел полностью по его стопам. Почему несмотря на то, что Савл шел в Дамаск для преследования последователей Христа, чтобы найти их и привести в Иерусалим, Господь обратился именно к Савлу, как к избранному Им вернейшему слуге и будущему просветителю язычников? Потому что апостол Павел любил Бога Отца и по этой любви не мог даже мысли допустить, что кроме Бога Отца, существует еще кто-то, кто может быть Им, помня слова Моисея: «Бога человекам невозможно видети, на Него чини ангельские взирати не могут». И когда Моисей на Святой Горе попросил Бога показаться ему, Бог ответил отказом. Доказательством тому служит Преображение Иисуса Христа перед учениками на Горе Фавор. В момент преображения на апостолов напал неимоверный страх, а ведь они были с Господом всегда в Его Духе. Любимые, это наша с вами история ослепления миром и прозрения через веру в Иисуса Христа, признание Его своим Богом. Но мы можем узнавать и видеть Бога сердцем, сердцу человеческому дана такая возможность. Но без смирения и без руководства Рукою Бога сделать наше сердце зрящим Его невозможно. Мы должны измениться, потому что мы Его творения и созданы Им, мы Его избранный сосуд, и что вольет Он в этот сосуд, сколько даст ему жизни, столько и будет. Ключи от жизни человека в Руках Бога. Любимые, люди рождаются для того, чтобы, пройдя земной путь, умереть. И только Бог знает, чем закончится наша жизнь и какой путь должна пройти. Но люди не хотят это понять и принять, не желают осознать, что только под твердой Рукой Бога мы можем обрести жизнь вечную. Если же человек отвергает Бога, и Бог видит, что дальнейшие отношения с этой душой невозможны, что Он никогда не будет ею принят, то человек умирает. Так было и у Савла, глаза открыты, а ничего не видят. И так же, как и Савлу, Господь задает нам вопрос: «Любимая, за что ты Меня гонишь, плохо тебе, наверно, идти против Бога?» «Что же делать мне Господи?», вопрошает душа. «Прозри и иди за мной». Когда душа видит Свет Божий и живет по Его Закону, тогда наступает момент и она пребывает в духовной радости – это и есть рай для души, когда находясь еще в этом теле мы духом уже с теми, кто живет в другом невидимом нам мире с Господом. И при уходе из этого тела, душа идет в предуготовленное Богом для неё место. Если же душа не смогла победить страсти тела, а встала на сторону страстей, не пожелав увидеть Божественного Света, не захотев руководства Руки Божией, она после ухода из тела, идет в место, где Света нет. Вернее, Он есть везде, но отвергшая Бога душа не сможет Его видеть, ей нечем это сделать, потому что благодать видится только благодатью, а рай — это не место, а состояние души. Еще сегодня Господь нам сказал: «Аз Есмь хлеб жизни». Любимые, преобразовать, изменить состояние души, чтобы она могла видеть Свет, мы можем только вкушая этот «Хлеб», через отречение от греха и вкушение Плоти и Крови Спасителя. Господь жизнь Свою отдал, чтобы мы пошли за Ним. Но как часто мы отказываемся от «Святого завтрака». И когда спрашиваешь: «что с тобой, почему не идешь?», в ответ слышишь: «не могу, не достойна, не вычитала правило». А любишь ли ты Христа? Но, если, любишь, то навык молитв перед причастием не даст тебе заснуть, пока не вычитаешь этих молитв. Кто же недостойно причащающиеся? Те, кто не простили своего ближнего. В этом случае, «огнь опаляющий», опалит нашу плоть и мы начнем болеть от этих ожогов, а ожоги страшные, даже смертные. Любимые, да простим друг друга, забудем, что такое вражда, нелюбовь. Давайте сокрушаться по своим грехам и смотреть только в свою душу. Вот о чем говорит нам сегодня Господь. Еще одна вещь, которая поражает меня своей глубиной. В Троице-Сергиевой Лавре голод. И что же делает преподобный Сергий Радонежский? Всё что у них в монастыре есть, всё до последней крошки, отдает тем, кто в этом нуждается. Братия ропщет. И вдруг к Лавре подвозят подводы с рыбой и хлебом. Был момент, когда ваша игумения поддалась искушению и согласилась на заготовку круп, муки и прочих продуктов впрок, на случай голодовки. Любимые, давайте попробуем поверить в Бога до конца. У нас есть огород, вокруг лес, в котором грибы, ягоды, разнотравье, сосны высотой в 35 метров. Да, здесь только на траве можно выжить, мы живем в раю. Над нами всегда купол из светящихся облаков, напоминающих полусферу под Божией Рукой. Так давайте же, следуя наказу Господа, не брать в дорогу ни двух одежд, ни еды, ничего кроме посоха. Посох — это Его Рука. Поэтому будем молиться, преображая свою плоть Духом Святым, исходящим через апостола Марка, память которого мы сегодня празднуем. Аминь. Божия Благодать да пребудет на вас.

 

Проповедь Матушки игумении Елисаветы настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии от 7 мая 2020 г.

Дорогие и любимые о Господе! И снова Господь напоминает нам о том, что кроме земного мира есть еще и Царство Небесное. И сегодняшнее чтение апостолов говорит нам об этом через обращение ко Христу эфиопского вельможи Индиха, который был язычником и евнухом – хранителем сокровищ царицы. И Ангел Господень повелевает апостолу Филиппу идти в полдень на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу. И по внушению Духа Святаго, Филипп подходит к колеснице евнуха и помогает ему разобраться в древних пророчествах. Заканчивается встреча Филиппа с Индихом тем, что язычник уверует в Христа, как в Бога, и просит покрестить его в ближайшей же воде. После крещения Филипп оказывается в Азоте, городе, лежащем к северу от Газы в 50 верстах. Вот такое чудо. Где же доказательство того, что существует другой, ангельский мир? В том, что Филипп совершил это по наущению Ангела Божьего. Значит, этот ангельский мир реально существует. Филипп услышал голос Того, Кого видеть невозможно. Никогда и никому. Того, Кого мы знаем только своим сердцем. Мысль в чём? В том, что Филипп услышал этот голос. И на место встречи с евнухом был перенесён Духом Святым, а после исполнения послушания – крестить евнуха, тем же Духом был перенесён в Азот. То есть, мир нами невидимый, реально существует, он нам помогает, переносит нас из одного времени в другое, по Воле Отца Небесного. И сегодняшнее Евангелие говорит нам об этом же: «Ко мне никогда, никто не может прийти, если его не призовет Отец Небесный, то есть Святая Троица». В Разуме, в Слове, в Духе, в том, что должно быть в нас направлено на жизнь вечную. В нас Святая Троица. И Святая Троица призывает нас прийти к Ней, но при этом замечает, что узнать и освятить путь прихода к Ней возможно только через Иисуса Христа. Другого пути на Земле не бывает. Любимые, давайте проанализируем нашу жизнь, как мы жили до того, как прийти в монастырь. Почему мы захотели прийти к Богу и отдать Ему свою душу? Потому что Он призвал нас к Себе. Как же Он нас призывал, если мы не слышали Его голос? На тот момент мы не могли Его слышать, потому что были такими же язычниками, безбожниками, евнухами, только охраняли не сокровища царицы, а собственные сокровища, наши личные вещи и нашу личную правду по имени «ложь». Он призывал нас теми жизненными обстоятельствами, которые и привели нас к Нему. Наша жизнь в миру была связана постоянным душевным напряжением, направленным на преодоление всего, чем была наполнена наша жизнь, всего, к чему наша душа стремилась и с чем не всегда была согласна. Любимые, это было душевное напряжение, от которого душа наша устала, и она уже не могла с ним справляться, тогда она возопила о помощи к Богу и тогда на помощь ей пришел Святой Дух. И тогда, по милости Божией, душевное напряжение в нас стало перерождаться в духовное, потому что человеку прийти к Богу и слиться с ним, обожиться, возможно только через духовное напряжение. Для нас с вами это постоянное устремление к Иисусовой молитве, постоянное желание слышать Слово Божие, и быть ближе к Богу через личный труд. Да, любимые, умертвить плоть возможно только через молитву и физический труд. Примером тому может служить жизнь Преподобного Сергия Радонежского, а из современников – всеми любимого Силуана Афонского. Трудиться и молиться на любом послушании, так, чтобы пот изливался из нас нашими грехами, чтобы мы становились добрее, милосерднее, терпимее, смиреннее, чтобы от общения с нами Божия Благодать сходила в души наших собеседников. Бог призывает нас делиться милосердием и любовью с тем миром, в котором мы живем, и который существует и вне нашей жизни. Поэтому только усилие и понуждение в служении Богу является стимулом нашего духовного преображения. Нельзя говорить себе, что я уже достигла, что уже достойна Царствия Небесного, что молитва живёт во мне, с меня и этого достаточно, как иногда можно услышать: «с краюшку, но в раюшку». Дорогие сестры, с того момента, когда этот помысел войдет в наше сердце, начинает разряжаться духовное напряжение нашей души и мы скатываемся вниз по лестнице Иакова, на какой бы ступеньке в данный момент мы не находились. Любименькие, вы часто жалуетесь на то, что что-то болит, то спина, то рука, то ещё что-то. Хочу вам признаться в одной вещи относительно себя. Господь милостью Своей наградил мою спину множественными грыжами позвоночника, отчего он всегда болит, а ногу тянет. И так последние 30 лет. Но, самое интересное, как только боль затихает, моей душе становится некомфортно и тогда начинается работа на земле, таскание вёдер с песком, работа на полях с тачкой, всё, что угодно, лишь бы напомнить себе, что ты грешница, и что, если боль затихла, то это не значит, что грехи твои исчезли. Боли хотеть не нужно, но она должна быть. При этом нужно молиться Богу, чтобы Он давал боль по силам, чтобы она давала возможность служить Ему во всей полноте, и чтобы мы понимали, что преодолеть боль можно только с помощью Божией, а не собственными усилиями. А если человек хочет быть всегда здоровым и уповает на собственные силы или на аптеку, то этот человек абсолютный безбожник. Потому что ему не через что спасаться, нечего преодолевать. Мы же спасаемся через боль, но с помощью Божией. А для профилактики заболеваний нужно принимать Богом данные лекарства – травы, которые для нас являются примером активного противостояния перед природными катаклизмами, например, маленькая мятка, полевая ромашка и другие лечебные цветки, которых величайшее множество, сохраняющие себя для оказания помощи людям. У них нам нужно учиться выживать и любить Бога. И наш Патриарх назидает нас: «сестры, духовное напряжение вашей жизни есть показатель того, насколько правильно вы понимаете Слово Божие». Дорогие сестры, желание же моей души одно, чтобы Божественное Слово преображало нашу жизнь, помогало и укрепляло нас, чтобы мы понимали, что всё, что нам Господь посылает, всё это для нашего вразумления и нашего духовного напряжения. Помогай нам Господь и наши Ангелы Хранители. Призываю на вас Божию Благодать, да укрепит Она нас с вами и даст силу нашей душе, чтоб её струны пели песнь Богу в максимальном духовном напряжении. Аминь.

 

Проповедь Матушки игумении Елисаветы, настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии от 6 мая 2020г.

Дорогие и любимые о Господе! У нас сегодня большой праздник, который можно назвать праздником правды, потому что Георгий Победоносец был одним из величайших святых, которые были носителями Правды Божией. В сегодняшних апостолах был такой волхв, его звали Симеон. Волхв Симеон, услышав слово апостолов и увидев их деяния, решил к ним присоединиться, как бы поверив в Бога. Почему как бы? Потому что он попросил у апостолов освятить его Духом Святым за деньги, то есть купить себе Божию благодать, чтобы также, как и они исцелять людей, поднимать мертвых, то есть служить людям за дар, приобретенный за деньги. Апостол же Петр отказал ему, сказав, что за деньги получить Божию благодать невозможно, а тот, кто пытается стать насильно всемогущим в глазах у людей, будет наказан Богом смертью. И тогда волхв Симеон раскаялся и просил испросить у Бога для него прощение. Любимые, потому что Божия благодать, дается Богом только тем, кто исполняет Божию Правду. Правда же не покупается. Никогда. Она дается Богом за любовь к Божией Правде и по молитвам. И примером этому является случай сегодняшних апостолов. Петра посадили в темницу, но вся Церковь за него молилась. Молилась. И по этой молитве Богом апостолу Петру был послан ангел, который избавил его от уз и выпустил из темницы. Апостол Петр принял явление ангела за сон, а на самом деле это и есть реальный мир Правды Божией. Люди молились, и Господь услышал и исполнил то, о чем они просили. Господь снизошел по молитве. Смотрите, Симеон хотел купить дар Духа Святаго, а здесь к Богу потекла молитва. То, что хотел волхв Симеон – деяние в смерть, та вера, которую исповедовали первые христиане — деяние в жизнь. Слова же Божественного Евангелия сегодня вновь и вновь предупреждают нас о необходимости слышать Правду Божию. И Господь говорит такие слова: «если бы вы не знали Моей Правды, вы не были бы повинны в своих грехах, но как вы теперь знаете Мою Правду, но продолжаете жить по своей лжи, вы виновны». Но, сказал Господь, Меня за Мою Правду гонят, потому что она не устраивает ни синедрион, ни людей, даже самых малоимущих, потому что отказаться от своей лжи, своего личного мнения бывает очень трудно, не удобоносимо, как сказали те, кто в начале пошел за Христом, а потом от Него отошли. Не удобоносимо по пути жизни. Поэтому «меня гонят, будут гнать и вас, как меня, так и вас, если вы будете стоять и жить Моей Правдой». Чем же побеждал святой Георгий Победоносец врага рода человеческого? Божией Правдой, которой он жил сам, в которую верил и которую исполнял. Именно этой Правдой он и сокрушал аполлонов и воскрешал мертвых, только молитвой и верой в Правду Божию. «Господи, молился святой Георгий, я знаю, что Ты сильный и прошу у Тебя подтверждения этой силы не для себя, а для того, чтобы люди видели, что Ты Бог Единый. Именно этой верой Георгий Победоносец говорил с Диоклетианом: «Тебе никогда не победить меня, скорее ты устанешь, чем я, ибо я исповедую Господа». Любимые, люди, наблюдающие как враг истязал Георгия, думали, что ему не больно, раз он так спокойно все переносит: и забивание гвоздей в сапоги, и срезание мяса до костей, и опускание в яму с негашеной известью. Ему было больно. Что же укрепляло его? Сам святой Георгий говорил: «меня укрепляет сила Божия». Любимые, значит Бог видит каждый миг нашей жизни, наши чувства, ощущения, наш порог болевой чувствительности, меру боли, которую человек может перенести, Он видит нас всегда, во всех ракурсах, потому что Он везде. Везде, со всеми, кто исповедует Его Правду. И Патриарх Кирилл, правящий архиерей и предстоятель перед нами, перед Богом является тем пастырем, которого я глубоко уважаю, доверяю ему и верю. Душа моя не сомневается ни в одном слове Патриарха и призывает вас к этому доверию. Если бы с начала морового поветрия, которое Господь попустил на нашу Землю, потому что без Его воли не может быть ничего, люди приняли бы слово Патриарха и пошли за своим Предстоятелем перед Богом, того количества смертей, закрытых монастырей, городов, поселков, которые полностью больны, не было бы. Патриарх делал все, чтобы этого не было. Вглядитесь в лицо своего Патриарха, это лицо исстрадавшегося старца. Исстрадавшегося о нас с вами. А мы бьем по этому лицу, не каясь, считая себя правыми. Почему? Да потому, что у нас своя правда, личная. А правда может быть только одна – Божия. Следовательно, та правда, которая живет в нас, это неправда, а ложь, и отцом этой лжи является диавол. Поэтому все те, кто выступает против Богом данного Патриарха, Богом данного правительства, все те, кто нагнетают страх и страсти призывая на восстание против правительства, это пособники дьявола. Это дьявол хочет, чтобы Россия погибла, чтобы в стране была разруха, голод, чтобы, как будто, бы начать все сначала. Но мы, православные, любим нашу Россию и должны молиться за нее, за нашу Калининградскую область, за нашего губернатора. Любимые, наш с вами монастырь по слову Патриарха закрылся сам, закрылся в молитву и в звон колоколов. Исполнение воли Патриарха, это и есть желание Бога, это и есть жизнь по Его Правде. Любимые, если же человек отказывается от Правды Божией, поскольку правда должна жить в каждом человеке, человек должен во что-то верить, тогда он становится сосудом собственной правды, которая есть ложь. Поэтому давайте заглянем в свое сердце, не нужно смотреть ни в чьи сердца, только в свое. Любимые, мы имеем Богом данную уникальную возможность исповедовать грехи и причащаться во все благословленные Богом дни, для того чтобы воскресить в себе внутреннее зрение. Что же такое внутреннее зрение? Это способность заглянуть внутрь себя, только себя. И увидев эту неправду в своем сердце, захотеть исправится. Именно к этому призывает нас Божия Правда, которая говорит: «посмотрите, вглядитесь в глубину своей души, соответствуют ли ваши мысли, действия, желания, тому, что есть Я, Ваш Бог, соответствует ли ваша правда Моему Слову и Истине». И, по словам святейшего Патриарха, самое страшное и опаснейшее заблуждение человека или группы людей, считать, что единой Правды Божией не существует, то есть не существует общего нравственного начала и что нет общей для всех людей Правды. Любимые, это самое страшное, потому что именно это и приводит человечество к падению и самоуничтожению, после которого оставшимся возрождать Правду Божию будет очень трудно. Поэтому, будем молиться и жить в послушании у нашего священноначалия. Это душа моя говорит с абсолютным внутренним убеждением, что так должно быть. Потому что есть Бог Отец — Святая Троица: Бог Сын – Его Слово, воплощенное в человеческую плоть, получившую на Земле имя — Иисус Христос. И когда Бог-Слово молился ко Святой Троице, Он обещал Своим ученикам умалить Бога Отца послать им Бога — Духа Святого, который их укрепит и поможет, потому что Он пошлет им Себя в Духе. Имя нашего Бога — Святая Троица. Мы в Ней живем, мы Ей дышим, весь воздух, который нас окружает это Бог, Он и снаружи и внутри нас. И если мы дышим, имея в своем сердце Его, то мы Им дышим. Любимые, Вы это понимаете? Это очень важно понять. Поэтому, помогай нам Господи, избавиться от собственной правды, которой быть не может, это нонсенс. Правда только одна – Бог — Святая Троица, все остальное ложь. Аминь. Помогай нам Господь.

 

 

Проповедь Матушки игумении Елисаветы, настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии от 4 апреля 2020 г.

Сестры, сегодня ночью в нашем монастыре мы с вами послужили Литургию, посвящённую Похвале Пресвятой Богородицы. Это собирательный образ Божьей Матери, который определяет наше отношение к Ней. Тем, что мы Ею хвалимся, мы ею прославляемся, живём и ею дышим. За это мы воздаём ей хвалу. За то, что Она даёт нам возможность встретиться духом, и лицом к лицу с нашим Спасителем Господом Иисусом Христом. Потому что именно Пресвятая Богородица дала Свою личную кровь и Свою личную плоть Своему Сыну и Богу, нашему Спасителю, Творцу неба и земли, видимым же всем и невидимым, Иисусу Христу. За это мы преклоняемся перед Ней, потому что ближе у Иисуса Христа, Бога, нет никого. Что у нас ближе, чем наша плоть и чем наша кровь? Ничего ближе нет. Поэтому мы почитаем нашу Божью Матерь. Мы с вами сейчас слушаем слово пред Образом Божьей Матери «Яко мы с Тобою». Похвала Пресвятой Богородице, икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» ассоциируется у нас с праздником этой похвалы. В 2004 году в нашем с вами монастыре явлен был образ на иконе «Утоли моя печали» Пресвятой Богородицы, которая назвала Себя «Яко мы с Тобою», Приезерная. То местечко, на котором сейчас построился новый женский монастырь. Любимые, когда был обусловлен внутри проект этого монастыря, меня спрашивали: «А откуда вы взяли проект монастыря Леушинского?» В котором игуменией была игумения Таисия… Я сказала: «Я никогда не видела этого проекта». Но наш с вами монастырь аналогичный, один к одному, как близнец, тому монастырю, Леушинской Божьей Матери. «Аз есмь с вами и никтоже на вы», и мы отвечаем «Яко и мы – с Тобою»! У нас с вами такой праздник сегодня. Поскольку мы уже прослужили Божественную Литургию, то сегодня празднование продолжим через чтение, пение, песнопение и восхваление Божьей Матери до вечерней службы. Будем петь таким образам, любимые: «Аз есмь с вами и никтоже на вы», и как мы Ей отвечаем «Яко мы с Тобою», но явлена икона была на образе Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», особую роль в жизни нашего монастыря играет Иверская Богородица, потому что мы имеем возможность в Абхазии иметь паломнический центр, он у нас там есть, и там молимся, восходим на Иверскую гору, как к защитнице и устроительнице. Именно Она защитница всех православных. И, конечно же, Феодоровская – Она была явлена нам с вами с 25 на 26 октября 2019 года и дала благословение на строительство Свято-Преображенского скита. Который сейчас мы с вами и строим в честь Её Святого Сына и в честь нашего с вами преображения, в честь той тайны, которая называется тайна восьмого дня. Вот сегодня мы с вами день этот и посвящаем Пресвятой Богородице и Её Божественному сыну. Любимые, у меня сегодня с утра был интересный звонок из Москвы. Звонила раба Божья Елена. Она в недоумении говорила: «Матушка, как быть, если вдруг мы Святую Пасху не встретим в храме, все вместе, принимая Плоть и Кровь Спасителя, принимая Тайны Его рождения, воскресения»… Любимые, что же я ей ответила… Я ей сказала: «Поверьте мне на слово, что тот один процент искренне верующих православных христиан найдёт возможность быть в храмах и прославлять Господа нашего Иисуса Христа у Чаши с Его Телом и Плотью». Любимые, нас один процент. Это та диаспора духовная, которая находится внутри этой планеты, внутри Тела Божьего. Один процент, которые найдут ту тропиночку, тот ручеек, который к этому дню приведёт их в храм. Да, возможно, придётся чем-то пожертвовать, приехать в монастырь как паломником, например. Прийти в городах, где есть монастыри. Есть возможность, нам Бог даёт эту тропиночку – монастыри. И тот, кто захочет по-настоящему, этот один процент, они будут там, куда даст им Бог попасть. А сейчас, что же ты скорбишь? Что ты можешь только в магазин сходить, или на работу. Да Бог дал тебе реальную возможность в эту шестую неделю Великого поста, когда мы должны будем читать очень много Евангелия, очень – по пять Евангелий мы должны будем читать в день. Каждую службу. Очень длинные службы. Что же здесь плохого: по своим местам сидеть, молиться, а вы будете в это время трудиться. И, трудясь, будете тоже молиться. Потом вы придёте домой, и своим состоянием духовным включитесь тоже в нашу молитву, монашествующих. Вы не пойдёте в театр, по гостям, вы не пойдёте в парки, не пойдёте жарить шашлыки. А вы будете дома. Смотрите, какой Бог милостивый к нам! Он даёт нам возможность сейчас, хотя нам это кажется жестоко, тяжело… Это всё равно, что вскрывать нарыв. У нас болит палец невозможно, если мы не сделаем операцию, палец придется отрезать. Мы идём к врачу, и он нам делает больно, но палец при этом сохраняется. Любимые, те условия, которые поставил нам Бог, чтобы мы перед Ним предстали верующие, послушные. На сегодняшний день мы должны быть послушны своей государственной власти. Любимые, давайте подумаем, в каком состоянии сейчас находится наша планета. Стопроцентного, без этого одного процента нас, безбожия. Содом и Гоморра. И в этой духовной составляющей избежать нам с вами междоусобий, брани и войны – невозможно. Слышите ли меня? Войны. У нас всегда перед глазами Вторая Мировая война. Сейчас у всех в мыслях Третья, когда Земля станет пустой, на ней невозможно будет жить. Если мы с вами не подчинимся власти и начнём бунтовать, идти против – собираться при храмах, на улице – это будем не мы с вами. Потому что мы с вами слушаем Патриарха, слушаем нашего Президента, Владимира Путина. И молитесь за него, между прочим! Могут использовать этот момент религиозный — не религиозные силы. И тогда как будто бы под нашим с вами именем начнётся бунт. Начнутся нестроения, начнется внутренняя война. Поэтому тот путь, который сейчас избран нашим Президентом, это я сейчас говорю настолько от себя, внутренне убеждённой! и тот путь, который избран нашим Патриархом, это самый правильный путь. Есть ли этот вирус, есть ли эта пандемия? У нас с вами, кстати, ни одного заболевания, ни одних сопелек. Все это сейчас не имеет никакого значения. Главное, что мы не станем с вами источниками провокации. Мы подчинимся. Ради этого подчинения и понимания Бог и Божья Матерь укоротит сроки. И та обстановка, которая на сегодняшний день сформировалась на этой планете, она будет разряжена. Как аккумулятор, который должен был взорваться, он не взорвется, и мы не будем причиной с вами этого планетарного взрыва. Нет! Православные не будут участниками бунта. Я хочу, чтобы вы услышали, это очень важно. Услышьте Патриарха: он говорит сидеть дома, но при этом облетает всю Москву на самолётах с иконами. Мы просим: Пресвятая Богородица, отведи! Ты нам дай причаститься с 18 на 19 апреля Крови и Плоти Твоего Сына, Бога нашего! Дай нам, Матушка! Отец Небесный, не попусти!.. Чтобы тот один процент истинно верующих — были с Тобой, чтобы не просто так, собрались один раз в год на общую исповедь, а потом идти и праздновать, как некое неоязычество. Это неоязычество: огромное число людей на Пасху, на Рождество, и пустота в храмах в течение года – это неоязычество, шаманство. Поэтому, дорогие любимые сестры, в этот день похвалы Божьей Матери ваша игуменья с вами, вы со мной, мы вместе с нашим Патриархом и нашим Президентом. Мы благодарим Владимира Владимировича. Вы пока не понимаете, не все понимают, что я говорю… Скажут, Матушка пошла на каком-то там поводу – нет! Я убеждена, что, если бы не было сейчас вот этого беса, который выливается вот в эту нашу маленькую внутреннюю трагедию, была бы огромная трагедия, была бы большая война. Вот тогда бы точно все погибли. Поэтому, любимые, со смирением, терпением, верою, ведь мы с вами не закрыты, мы с вами можем молиться. Кто мы? Те, кто отдали душу свою Богу. Нас очень мало, но даже ради этой маленькой кучечки вся бесовская рать будет разрушена и те, кто хотел этой вселенской войны, где погибла бы вся планета, вот тогда бы был концлагерь, а не сейчас. Это всё сохранится усилиями и нашего Президента, и Патриарха. В первую очередь Патриарха. У меня кровь в жилах стынет, когда я думаю, как ему трудно, этому умному, самому умному человеку на Земле. Глубоко верующему, самому верующему. Сейчас, понимая вот эти задачи глобальные, которые стоят сейчас перед мировой культурой, перед всем населением нашей земли, мы с вами низко кланяемся Господу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой Матери. Верим, молимся и исповедуем, что всё, что делает Бог для нас, это лучшее, что можно сделать. Аминь.

 

Проповедь Матушки игумении Елисаветы, настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря Черняховской Епархии Калининградской Митрополии от 18 марта.

Любимые, Авель принёс Богу лучшее, что было у него, свою душу. А Каин свою приберёг для себя, отдав Богу то, что ему было не так дорого… И Бог был восхищён дарами Авеля, сказав ему: «Мне нравится то, что ты сделал, ты Мой сын». На Каина же не обратил внимания. Не потому, что не хотел, а потому, что Каин не отдал Богу то, что Бог желал видеть. И с того времени на Земле начало существовать два лагеря людей. Это случилось давно. Всё было: пророки, Богом данные цари праведные и неправедные, был и Саул, был и Давид, всё было. И вот наступило наше время, когда мы должны сделать выбор. С кем мы? С врагами рода человеческого, которые когда-то отпали от Бога, и стали воевать против Него, с силами тьмы, у которых всегда одна цель – уничтожить, отвернуть от Бога Его творение, или с Богом. И так мы оказались перед выбором: мы Каиновы или Авелевы. Любимые, кому же сейчас тяжелее всего? Тому, кто является главой нашей с вами Церкви, и кто доносит до нас Слово Божие. Патриарху. Ему тяжелее всего. А разве может быть легко тому, кто ведёт к Богу? Клевета и наветы, причём такие, которые самому изощрённому уму не придумать. Кто же наш Патриарх Кирилл? Вот его слово: «Не мне подводить итоги 44 годам моего служения. Об этом будут говорить другие, а я могу только благодарить Господа за всё. Во-первых, конечно, за семью, в которой я родился. За деда-исповедника, прошедшего тюрьмы и лагеря, большую часть своей жизни несшего исповеднический крест, не сломленного никакими жизненными обстоятельствами и воспитывавшего меня, еще младенца, в этой силе – передавая силу духа и укрепляя во мне веру. За родителей моих – благочестивых, скромных, воспитанных. За атмосферу послевоенного православного Петербурга. Все это, конечно, очень сильно повлияло на мое становление, но более всего – личность покойного владыки митрополита Никодима, который круто развернул мою жизнь, мои мысли и помог мне понять, что должно случиться в моей жизни, чтобы с детства имевшееся желание посвятить себя Богу могло принести реальный плод. Именно через его внушение сформировалось у меня желание стать на тот путь, который я избрал. Поэтому сегодня я благодарю Господа за все эти пройденные годы. Они не были и не могли быть легкими, особенно годы Патриаршего служения. Ведь Патриарх– это тот, кого Господь поставил предстоять пред Его Престолом в качестве главы Поместной Церкви, тем самым давая многие полномочия и одновременно невероятно поднимая планку ответственности. Ясно понимаю, и об этом я неоднократно говорил: крест, возложенный на меня как на Предстоятеля, невозможно нести, опираясь только на свои силы. Но в ответ на покаяние, на молитву, на смиренную оценку своего собственного вклада Господь дает помощь. Во-первых, Свою благодатную помощь, а во-вторых, посылает замечательных помощников, которые разделяют со мной ответственность и совершают достойно служение, к которому их призвал Господь. И единственное слово, которое я вознес сегодня Господу, – это слово благодарения. Все остальное должно проистекать из БЛАГОВОЛЕНИЯ Божия. Если такое благоволение будет, то Господь даст сил и РАЗУМЕНИЯ, а также укрепит моих ближайших помощников в чувстве ответственности за дело Божие, которое мы все совместно совершаем. Тогда всё будет складываться к славе Божией – только чтобы грех наш не препятствовал действию благодати. Вот, наверное, главное, о чем мы должны просить Господа, — чтобы наше несовершенство, наша человеческая слабость не мешала Божественной благодати действовать в нашей жизни, в нашем сознании, в нашем сердце, преобразуя наше естество так, чтобы мы были действительно достойны того, к чему Господь нас призвал. Любимые, однажды мне рассказали притчу. Это, конечно, сказка, выдумка автора. Вот она: два Ангела, были посланы на Землю, чтобы найти некоего младенца, и его убить. Наконец один из Ангелов находит младенца, но не убивает, а делает всё, чтобы спасти его. Второй же Ангел подумал, что первый не исполнил послушания и будет наказан. Случилось так, что однажды они встретились. А у первого – огромные белые крылья. «Как же так, – сказал второй, – я думал, что Бог тебя накажет! Ведь ты не исполнил того, что тебе велено!» На что первый Ангел ответил: «Я сделал не так как мне было велено, а как хотел Бог». Сегодня тёмные силы используют для своих целей якобы некий вирус, кем-то коронованный, как царя, которого никому не победить. Любая победа начинается с нагнетания страха. Все города и страны погружены в страх. Это делается для того, чтобы люди от страха перед силами тьмы отреклись от Бога. Нам предлагают нелепые вещи, которые и повторять православному человеку неудобно, не то, что исполнять. Например, предлагают, чтобы чашу, в которой Кровь и Плоть Спасителя, после причастия каждого человека протирали дезинфицирующим раствором, и чтобы ни к Евангелию, которое есть Слово Спасителя, ни к Кресту, через который Он вознёсся на Небо, взяв на Себя наши грехи, не прикасались. Так говорит кто-то, но не Патриарх. Патриарх Кирилл ждёт от нас внимательности и благоразумия. БЛАГО-РАЗУМИЯ А наше благоразумие одно – сделать так, как хочет Бог, который ждёт от нас веры, доверия, любви, верности, надежды и НАДЁЖНОСТИ. Конечно же, всё, что происходит, попущено Богом. Для чего? Чтобы мы повернулись к Нему. Все наши проблемы оттого, что люди решили жить по своим законам и уставам в доме, принадлежащем Богу. Богу же в своей жизни отвели последнее место, словно последнему нищему. Но святой пророк Иоиль предупреждает нас: «Все отрекшиеся от Правды Божией, запомните, что дети ваши в болезнях, дрожа от страха познают Славу и величие Господа Бога, Творца и Вседержителя. Познают, но дорогой ценой». Любимые, пожалеем наших детей Поэтому сегодня, завершая нашу службу, мы говорим: «Господи, Иисусе Христе! Боже наш! Ты наша Одна Единственная Надежда. Ты наша Одна Единственная Любовь. Ты наша Сила и Слава. Так спаси же, Господи, от сил тьмы! Разрушь их планы! Покажи им Свою Силу. Благодарим Тебя за то, что Ты привёл нас в эту святую обитель и за то, что даёшь нам силы делать так, как хочешь Ты». Вот такая у нас с вами молитва и так мы с вами будем жить, любимые, по Слову Божию и молитвами нашего Патриарха.