СЛОВО МАТУШКИ от 10 июля 2020г.
Дорогие и любимые! Сегодня праздник одного из любимейших наших святых, Амвросия Оптинского, практически это наш современник. Но когда ему было двадцать семь лет, он заболел воспалением лёгких и дал обет Богу – при выздоровлении принять монашество. Он выздоровел, но принять монашество не торопился, жизнь в миру накладывает свои отпечатки. Но Господь напоминал ему об обещании, и когда Слово Божие окончательно вошло в его сердце, он поступил в Оптину пустынь. Там его встретил Лев Оптинский, прозорливость которого поразила будущего святого. Лев лежал на кровати, у него был асцит, и Амвросий подумал «какой огромный живот», на что Лев ему ответил: «а у тебя будет больше». Так оно и случилось. Но и святой преподобный Лев и Амвросий Оптинские, не смотря на тяжёлые недуги, предстали перед Господом в старческом возрасте. Бог Своих слуг держит на земле ровно столько, сколько это необходимо. Наша вера и наша надежда — Бог. Он любит нас и обогащая своей любовью, заповедует передавать её дальше тем, кто рядом по духу. Приветствуйте всех, говорит Господь, приветствием духовным с теплотой сердечною. Любимые, Господь сотворил людей праха земного по единому закону. Религиозной принадлежности тогда не было, все люди жили по послушанию перед Богом и все были одухотворены Духом Святым по Его обетованию. Но, по непослушанию, люди отпали от Создателя. Но Господь не оставляет человека, а посылает Авраама, чтобы это обетование возродить в людях через его сына Исаака. Поэтому люди земли, по акту сотворения, все братья и сестры. Религиозные разделения начались позже, но суть осталась прежней, не может человек жить, если в нём нет Духа Святаго. И даже, если он и живёт на земле в этом теле, а Дух Христов закрыт грехами, то человек, хотя и кажется живым, на самом деле он «мёртвый», потому что любая жизнь без Духа Святаго – это смерть. Только сроки ухода в Руках Божиих, который говорит: «Я всем сеял Слово», всем до одного жителя земли. Но одно упало при дороге, мы бегаем-бегаем, прибежали в храм, услышали Слово Божией, вроде как бы упало, «ой, как хорошо, я тоже буду так жить, мне так хочется, пойду в монастырь, это мой путь». Вышли из храма и человек уже забыл о чём было Евангелие, к чему оно призывало, уже грехи мира, птицы поднебесные, налетели, и Слово Божие украли. У других Слово упало на места каменистые. Каменное место – это наша душа, закаменевшая от своих страстей. Услышали, на поверхность как бы легло, а прорасти-то некуда, почва каменная, корешочку некуда даже зацепиться. Послушали, что там батюшка сказал, ага, ничего не понятно, ладно хорошо постоял на службе, свечечку поставил, всё, до свидания. Иное упало на землю, она хотя была и вспахана эта земля, душа может быть вспахана чем угодно, и в первую очередь, нашими жизненными обстоятельствами, но не глубоко. Очень много людей, особенно женщин, в Бога как будто и верят, но пятого мужа подавай, или ещё хуже родить ребёнка от любого, кто попадётся на пути, лишь бы иметь этого ребёнка, пусть даже рождённого от греха. Бога просят, но эта просьба противоречит Божьему закону, потому что вера не глубокая. Что на этой борозде может вырасти, если она не поливается верой и любовью к Богу, верностью, молитвой? Вот Слово и засыхает. Но, как говорит Господь, что есть люди, у которых Слово ложится глубоко в самое сердце и тогда, слыша это Слово, им хочется идти до конца за Богом, как и святым: «Скажи, как нам за Тебя пострадать, и мы положим голову на плаху». А гонителям: «Руби меня, но от Христа не отрекусь». Накажет меня игумения, но ты скажешь себе: хоть как накажут, но никогда не скажу – «Я ухожу, отпусти меня, я не хочу быть с вами», потому что моя личная гордыня, самолюбие, тщеславие, не позволяют мне принять слов вашего обличения». И кочуют эти случайные послушницы по монастырям с сумочками и нигде не находит душа их покоя, потому что блуждаем со своими грехами под руку. А любовь не предаёт, не отступает, любовь милосердствует и всегда имеет надежду на Бога. Любимые, монастырская община — это семья, это школа, университет благочестия, мудрости, жизни. Если взять семью обычную — муж, жена, детки, и то, как трудно бывает услышать друг друга, хотя и соединены они единой кровью. Дочь ссорится с матерью, мать проклинает своих детей, брат и сестра ненавидят друг друга. А мы с вами собрались со своими грехами. Поэтому в монастыре приспособится друг к другу тяжелее во много раз, чем в обычной семье. Общежительный монастырь – это школа воспитания души, каких на земле не бывает. Можно уйти в затвор, в пещеру и самому с собой там беседовать, никто ничего не видит. У каждой души свой путь, главное, чтобы было Божие благословение, но единственное, что изменяет нашу душу, является осознание своих грехов и причастие Крови и Плоти Иисуса Христа. Если же осознания нет, то причастие безполезно. Нужно обязательно следить за своей душой: о чём думала, какие чувства живут внутри тебя, не пропустить ничего, что мешает к восхождению к Богу, проявлению на нас Его Милосердия. И всё что происходит с нами – скорби, гнев, невоздержание, это только проявление нашей слабой человеческой природы, и преодолеть её можно только, понимая это. Если нападает враг через кого-то, так это не враг, а ты сам. Помогай нам Господь, это понимать, а самое главное принимать. Можно слышать, что говорит матушка, но это может быть посеяно при дороге, на камне, на плохо вспаханной почве. Если же мы это принимаем по-настоящему, тогда сказанное будет возрождаться надеждой. А надежда – это Божие милосердие. Божья благодать да пребудет с вами на весь день, да освятит она сердца наши любовью, надеждой, воздержанием, терпением, смирением, кротостью, помогая вырастить те плоды, которые ждёт от нас Отец Небесный, Господь и Бог, Иисус Христос, чтобы спасти наши души. Аминь.