СЛОВО Матушки игумении Елисаветы,
настоятельницы Свято-Елисаветинского женского монастыря
Черняховской Епархии Калининградской Митрополии
от 12 июня 2020г.
Дорогие и любимые, раньше у иудеев, да и сейчас тоже, существует такой обычай: ребенка, когда ему исполняется восемь дней, приносят в храм Божий для того, чтобы ему обрезали крайнюю плоть, как символ того, что он предаётся Богу полностью. Обрезание – это открыть сердце Богу, чтобы в нём образовалось некое духовное отверстие, через которое Дух Святый сможет войти в наше сердце, в нашу душу. И апостол Павел говорит, что никакое другое обрезание перед Богом не имеет своего лица, только отдать душу и сердце Богу, отдать всё. Остальное ложь, лицемерие. Сегодня Евангелие очень интересное, потому что отвечает на многие вопросы, которые вы вчера задавали. Иоанн Креститель стоит со своими учениками, вдруг на горизонте появляется человек, который идёт в ту сторону, где они находятся. Человек идёт по пустыне один, не торопится, не бежит. И говорит Иоанн, обращаясь к ученикам: «Вот, идёт агнец Божий, который возьмёт на Себя грехи мира». Иоанн же не сказал, что идёт Бог, правда? Он сказал – агнец. Далее Иоанн Предтеча в тюрьме, он знает, что ему отрубят голову. Саломея уже пляшет, Иродиада уже приготовила своё желание – голову Иоанна Предтечи. И что же делает Иоанн? Он посылает человека, чтобы спросить у Господа, тот ли Он или ждать другого. И что же отвечает Господь? Он не говорит: «да, это Я», а говорит, «посмотрите: больные исцеляются, хромые ходят, мёртвые восстают». Вся книга Евангелия пронизана притчами: «Когда тебя ударят по правой щеке, подставь и левую» (Мф:5:39-39). Любимые, каждое Слово Евангелия имеет свой сокровенный смысл, ибо почему-то никто не обратил внимания на то, что Господь говорит об ударе именно по правой щеке. «Не мечите бисер перед свиньями, ибо уподобитесь сами свинье» (Мф.7:6). Кто-то, кто не понимает Слово Божие, начинает хулить православие, нужно ли с ним спорить? Не нужно. Отойти, просто отойти, это и называется подставить другую — левую щеку. Любимые, это не значит проявить ни малодушие, ни трусость, а не позволять осквернять Имя Господа нашего Иисуса Христа. Это символ нашего терпения. Тебя оскорбили – не отвечай, в этот момент вообще не нужно отвечать, потому что оскорбляет всегда бесовская сила, злоба. Просто нужно молиться пока человек не придёт в себя и душа его по вашей молитве не ощутит себя дочерью Божией, и тогда конфликт исчерпан. Либо сказать, простите меня, я была не права, хотя, как тебе кажется, права. Так Господь учит нас терпению. «Если кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему в два раза больше, чем он хочет». (Мф.5:39) Любимые, рубашка – это собственность. С тобой судятся за какую-то собственность, отдай две. Так Господь учит нас нестяжательности. «Если же тебя понудят идти одно расстояние, пройди с ним два». Любимые, человек просит помощи – «приди, пожалуйста, и сделай мне вот это». А ты сделай дважды. Или вы наметили прочитать одну кафизму, которая поможет воспитать качество терпения, прочти две, это уже великодушие. Но принуждать душу может только Бог, и если Бог принуждает нас пройти с Ним одно поприще, то пройдите с Ним два. Это и есть принцип возрастания от силы в силу, это ступеньки нашего роста. Принуждает Бог не поспать, а побыть с Ним один час — побудьте с Ним в молитве два, а потом три часа. Так мы научаемся быть с Богом всегда. Царствие Небесное нудится. Иоанн Кронштадтский наш любимейший святой. Единственный богослов, единственный святой, который в своих откровениях показал, что космический взрыв, о котором говорят учёные, это не есть взрыв вещества типа нейтронов, а это есть выход свободно мыслящих частиц, из которых и будет создана вселенная. Взрыв – это поиск себе подобных. Иоанн Кронштадтский – это человек, не считающий себя чем-то исключительным, хотя на его пожертвования построились храмы, монастыри, он помогал всем и отдавал всё, никогда не судился за рубашку, отдавал и две, и три, и пять. Он никогда не метал бисер перед свиньями, никогда не говорил, ничего, только молитвой испрашивая у Бога благодати, чтобы она излилась на человека, и он перестал хулить православие и по его молитвам человек обретал веру. Он шёл с Богом не одно поприще, а душу до конца отдал Богу.
Помогай нам Господь быть такими же, как святой Иоанн Кронштадтский. И в сегодняшнем послании наш Патриарх, как и Иоанн Кронштадтский, умоляет нас хранить веру православную. Ангела вам Хранителя! Помогай Господь служить Богу в благочестии и чистоте и идти сегодня одно поприще, а завтра – два, послезавтра – три, четыре, пятнадцать ступеней пробежать на одном дыхании, как это сделала Пресвятая Богородица, восходя к Богу. Аминь.