Творчество

«Любовь к Творцу и от Творца взаимно Рождается в моей душе незримо...» (Игумения Елисавета)

В далеком 1998 году нынешняя настоятельница Свято -Елисаветинского женского монастыря приняла монашеский постриг с именем Елисавета в честь святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.
Великая княгиня с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию.
Подобно святой преподобномученице Великой Княгини Елисавете, матушка увлеченно и талантливо занимается живописью. Излюбленный мотив ее творчества — цветы.
С большим успехом персональные выставки Игумении Елисаветы «Цветочная псалтирь» экспонировалась на различных музейных площадках. Первая была инициирована министерством культуры Калининградской области и прошла в апреле- мае 2014 года в Калининградской художественной галерее при поддержке Губернатора Н.Н Цуканова и Правительства Калининградской области. Вторая в июле состоялась в музеи города Советская августе выставка участвовала в проекте реконструкции Гумбиненсского сражения, городе Гусеве. Затем была Рождественская выставка в городе Балтийске. И вот, ровно через год с новым пасхальным поздравлением работы игумении Елисаветы вернулись в залы Калининградской художественной галереи. Демонстрация произведений не профессионального автора на лучших выставочных площадках региона является свидетельством признания их художественной ценности и самобытности.
Монахиня. Живописец. Поэт. Для нее цвет и слово — способ осмыслить мир, а не копировать его. Жизнь, Вдохновение, Любовь — основополагающие эпитеты для представления ее живописи. Работы отличаются динамичностью мазка и силой эмоционального воздействия на зрителя. Многогранность художественного выражения создают яркий колорит, использование открытого цвета и контрастность.
Художница удивительно чувствует цвет. Это чувство не привить, этому пониманию научить невозможно, это талант, данный Богом. Это либо есть, либо — нет.
Чувство цвета — это редкость даже в художественной среде. Цвет в ее композициях «организует» плоскость, воплощает настроение, является элементом ритма. Цветные мазки то закручивают стремительный вихрь, создавая ощущение порыва, ветра, то обволакивают, успокаивают плавными, округлыми формами.
Живопись, близкая по технике к постимпрессионизму, по энергетике и мощи похожа на фовизм. Пишет матушка размашисто и уверенно. Необходимость глубоко осознать и поделиться выплескиваются на холст, оставляя ощущения энергии, движения и света.
Эта необычная история творческого пути началась 10 лет назад. Всякой монахине положен труд (делание) — то, что она может творить ночами за молитвой. Таков регламент монастырской жизни. Игуменья Елисавета избрала нелегкий путь искусства. Для нее написание картин — ее монашеское делание. Она создает картины под покровом Иисусовой молитвы. В тишине и отстраненности мирской, в любви и умиротворении рождается ее живопись.
Пожалуй, иногда это похоже на исповедь о мирских историях. Через цвет, композицию, насыщенность, через тревожность или лиричность своих работ художница пытается рассказать о каждом. Матушка считает, что через картину-молитву возможно передать людям ту божественную составляющую, которой наполнена душа художника в момент создания произведения.
Возможно, в ее букетных композициях вы услышите музыку, но прежде всего это — ПОРТРЕТЫ. Портреты тех, с кем связана матушка во время молитвенного делания, о ком молится, чья судьба ее волнует. Сильная натура и светлая душа игумении привлекает многих. Со временем их поток лишь множиться. Сотни судеб и историй перенесены на холст, рассказаны красками. Рассказаны и отмолены. Теперь их путь будет чище и светлее. Незримая нить благодати от молитвы свяжет их теперь навсегда.
Матушкины картины могут показаться кому-то простыми, но они наполнены любовью к миру, и если у других людей они вызывают добрые и теплые чувства, то художница смогла достичь того, к чему стремилась. Подарить всем людям частичку того мира, который видит своими глазами.
Её работы призваны помогать людям справляться с бедами, а их бытовая красота помочь найти радость и красоту в обыденности. Ее живопись преобразует пространство, меняет отношения, раскрывая подлинность любви.
Удивительно красива по мелодичности и образности матушкина поэзия. Между тем это очень конкретные образы, взятые из реальности, но, помещенные ею в координаты христианской этики, а точнее — православного нравственного чувства.

«..Греха земного святый Покровитель,

Прими мой грех и плоть мою очисть.

Чтобы очищены Твоим дыханьем,

Твоей струей небесно-золотой,

С души стекали слезы покаянья,

Неся ее на царственный покой.»

Харизма уникальной личности, позволившая матушке за 10 лет службы отстроить монастырь, обустроить его хозяйство, заложить дом милосердия, видна и в ее живописи.
Поток небывалой любви и энергии выплескивается на зрителя. Поток, способный поднять слабого и вдохновить сильного. Ее добродетель столь сильна и очистительна, что не оставляет шансов бесам.
В ее творениях – ее особое игуменское послушание.
Елена Звонарева, искусствовед