Просфорная

Просфора в нашем монастыре печётся в специальной мастерской, просфорной, в благоговейной тишине, при чтении вслух или про себя непрестанной молитвы. На стадии подготовки теста нужно быть особенно внимательным, не должно быть никаких хлопков, посторонних шумов, разговоров, запахов. Тесто замешивается исключительно на крещенской воде. Просфора – как живая, всё «чувствует», требует постоянного пристального молитвенного внимания.
По сути просфора – это хлебец из пшеничной муки, основными ингредиентами которого являются дрожжи, святая вода и соль. Эти составляющие символизируют соединение человеческой и божественной сущности в Иисусе Христе. Просфора также состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой, и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Рецепт просфоры передаётся сестричеством из поколения в поколение уже несколько веков, он соблюдается до граммов. Важно, чтобы просфора не крошилась, но и не была «резиновая», равномерно поднялась и пропеклась. Во время выпекания просфор, в мастерскую стараются не заходить посторонние, а сами просфорницы стараются не выходить и не разговаривать даже друг с другом.
Просфоры будничные
В переводе с греческого просфора – «приношения». Это Тело Христово, которым причащаются на Таинстве Причастия. В Свято-Елисаветинском монастыре, по благословению игумении, Литургия служится ежедневно. Комплекты просфор для будничных Богослужений и праздничных несколько отличаются. Во время церковной службы используется не менее пяти особых просфор. Все они имеют своё назначение.
Из первой, самой большой, так называемой Господней или Агничной просфоры, священник вырезает часть в виде куба и кладёт её на специальное блюдо – дискос. Эта часть символизирует жертвенного Агнца, именно она позже распределяется между причастниками.
Вторая просфора называется Богородичной, из неё вынимается треугольная частица в честь Девы Марии.
Из третьей просфоры, именуемой девятичинной, вырезается девять частиц, символизирующих святых: Иоанна Крестителя, апостолов и пророков, мучеников и бессребреников, святителей и преподобных, Иоакима и Анны, а также того святителя, во имя которого совершается Литургия.
Четвёртая просфора используется для извлечения частиц о живых — патриархе и священнослужителях.
Из пятой просфоры извлекаются частицы об усопших.
Затем священнослужитель переходит к малым просфорам, поданным прихожанами. До начала службы прихожане подают записки, в которых указывают имена людей для поминовения. Священник зачитывает их вслух, на каждое имя вынимая из просфоры частицу с помощью специального ножичка, копия, при этом произноситься молитва: «Помяни, Господи, называется имя». Каждая такая частица символизирует душу указанного в записке человека и вместе с частицами из богослужебных просфор укладывается на дискос. Эти частицы не используются в причащении, но по окончании Литургии их опускают в вино, что означает омовение от грехов, очищение.
Чин о панагии
Каждое воскресенье после Божественной Литургии в монастыре совершается чин о панагии. Торжественным крестным ходом сестры, настоятельница монастыря и священник направляются в трапезную с чтением Священных текстов. Священник несет просфору, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы. В трапезной просфору полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Св. Троицы и молитвою Пресвятой Богородице просфору поднимают над иконами и вкушают от нее. Так трапеза соединяется с только что окончившейся Литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением, и первая сообщила свою благодать второй.
Артос, хлеб Вечной жизни
Его пекут один раз в году – в канун Светлой Пасхи. С благоговением и молитвой. А святые частицы артоса хранят и вкушают лишь в особых случаях, чтобы победить болезнь или немощь, духовную или телесную, говоря при этом: «Христос Воскресе!» Процесс выпечки Артосов длительный и непростой, просфорникам приходится учитывать немало нюансов. Да и готовится Артос по-другому, нежели просфора, по иной рецептуре. Готовится один артос от 3 до 5 часов. На его печати обычно изображается «ХВ» или венец. Артос хранится дома до следующей Пасхи Христовой, как правило возле образов в «красном углу», в специальном мешочке. Такие мешочки для просфоры и артоса можно найти в нашей церковной лавке, их делают и расшивают сестры швейной мастерской.
Хлеба
В монастырской просфорной пекутся и особые церковные Хлеба. На великие двунадесятые или храмовые праздники, на вечерней службе после помазания, священник выносит и ставит посреди храма особый сосуд, который называется литийница, на особый столик. В литийнице находятся 5 хлебов, пшеница, вино и елейю В положенное время совершается троекратное каждение вокруг литийницы, а затем священник читает молитву: «Господи Иисусе Христе. Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей и умножи сия во граде сем и во всем мире Твоем, и вкушающие от них верныя освяти…» Затем, уже ближе к концу богослужения, при помазании верующим раздают освященный хлебушек, политый вином. Данные продукты имеют символический смысл. Хлеб и вино – намек на Тело и Кровь Христовы, елей – древний символ милости Божьей. Кроме того, пять хлебов являются символом чудесного насыщения Спасителем пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек. Хлеба можно вкушать не натощак, так как, по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всенощное бдение, для подкрепления их сил. Только нужно помнить, что это освященный, а не обычный продукт, который нужно вкушать со страхом Божиим и благоговением.

Просфорная

Просфора в нашем монастыре печётся в специальной мастерской, просфорной, в благоговейной тишине, при чтении вслух или про себя непрестанной молитвы. На стадии подготовки теста нужно быть особенно внимательным, не должно быть никаких хлопков, посторонних шумов, разговоров, запахов. Тесто замешивается исключительно на крещенской воде. Просфора – как живая, всё «чувствует», требует постоянного пристального молитвенного внимания.

 

По сути просфора – это хлебец из пшеничной муки, основными ингредиентами которого являются дрожжи, святая вода и соль. Эти составляющие символизируют соединение человеческой и божественной сущности в Иисусе Христе. Просфора также состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой, и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Рецепт просфоры передаётся сестричеством из поколения в поколение уже несколько веков, он соблюдается до граммов. Важно, чтобы просфора не крошилась, но и не была «резиновая», равномерно поднялась и пропеклась. Во время выпекания просфор, в мастерскую стараются не заходить посторонние, а сами просфорницы стараются не выходить и не разговаривать даже друг с другом.

 

Просфоры будничные.

 

В переводе с греческого просфора – «приношения». Это Тело Христово, которым причащаются на Таинстве Причастия. В Свято-Елисаветинском монастыре, по благословению игумении, Литургия служится ежедневно. Комплекты просфор для будничных Богослужений и праздничных несколько отличаются. Во время церковной службы используется не менее пяти особых просфор. Все они имеют своё назначение.

 

Из первой, самой большой, так называемой Господней или Агничной просфоры, священник вырезает часть в виде куба и кладёт её на специальное блюдо – дискос. Эта часть символизирует жертвенного Агнца, именно она позже распределяется между причастниками.

 

Вторая просфора называется Богородичной, из неё вынимается треугольная частица в честь Девы Марии.

 

Из третьей просфоры, именуемой девятичинной, вырезается девять частиц, символизирующих святых: Иоанна Крестителя, апостолов и пророков, мучеников и бессребреников, святителей и преподобных, Иоакима и Анны, а также того святителя, во имя которого совершается Литургия.

 

Четвёртая просфора используется для извлечения частиц о живых — патриархе и священнослужителях.

 

Из пятой просфоры извлекаются частицы об усопших.

 

Затем священнослужитель переходит к малым просфорам, поданным прихожанами. До начала службы прихожане подают записки, в которых указывают имена людей для поминовения. Священник зачитывает их вслух, на каждое имя вынимая из просфоры частицу с помощью специального ножичка, копия, при этом произноситься молитва: «Помяни, Господи, называется имя». Каждая такая частица символизирует душу указанного в записке человека и вместе с частицами из богослужебных просфор укладывается на дискос. Эти частицы не используются в причащении, но по окончании Литургии их опускают в вино, что означает омовение от грехов, очищение.

 

Чин о панагии

 

Каждое воскресенье после Божественной Литургии в монастыре совершается чин о панагии. Торжественным крестным ходом сестры, настоятельница монастыря и священник направляются в трапезную с чтением Священных текстов. Священник несет просфору, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы. В трапезной просфору полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Св. Троицы и молитвою Пресвятой Богородице просфору поднимают над иконами и вкушают от нее. Так трапеза соединяется с только что окончившейся Литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением, и первая сообщила свою благодать второй.

 

Артос, хлеб Вечной жизни

 

Его пекут один раз в году – в канун Светлой Пасхи. С благоговением и молитвой. А святые частицы артоса хранят и вкушают лишь в особых случаях, чтобы победить болезнь или немощь, духовную или телесную, говоря при этом: «Христос Воскресе!» Процесс выпечки Артосов длительный и непростой, просфорникам приходится учитывать немало нюансов. Да и готовится Артос по-другому, нежели просфора, по иной рецептуре. Готовится один артос от 3 до 5 часов. На его печати обычно изображается «ХВ» или венец. Артос хранится дома до следующей Пасхи Христовой, как правило возле образов в «красном углу», в специальном мешочке. Такие мешочки для просфоры и артоса можно найти в нашей церковной лавке, их делают и расшивают сестры швейной мастерской.

 

Хлеба.

 

В монастырской просфорной пекутся и особые церковные Хлеба. На великие двунадесятые или храмовые праздники, на вечерней службе после помазания, священник выносит и ставит посреди храма особый сосуд, который называется литийница, на особый столик. В литийнице находятся 5 хлебов, пшеница, вино и елейю В положенное время совершается троекратное каждение вокруг литийницы, а затем священник читает молитву: «Господи Иисусе Христе. Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей и умножи сия во граде сем и во всем мире Твоем, и вкушающие от них верныя освяти…» Затем, уже ближе к концу богослужения, при помазании верующим раздают освященный хлебушек, политый вином. Данные продукты имеют символический смысл. Хлеб и вино – намек на Тело и Кровь Христовы, елей – древний символ милости Божьей. Кроме того, пять хлебов являются символом чудесного насыщения Спасителем пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек. Хлеба можно вкушать не натощак, так как, по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всенощное бдение, для подкрепления их сил. Только нужно помнить, что это освященный, а не обычный продукт, который нужно вкушать со страхом Божиим и благоговением.