День обретения мощей

С праздником, братья и сестры!

11 октября (28 сентября по ст.ст.) — день обретения мощей Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары.

 

 

В середине сентября 1918 года Алапаевск был освобожден от большевиков. Начальником гарнизона города был назначен полковник И. С. Смолин, который организовал проведение следствия об убийстве Великой княгини Елизаветы и ее спутников. 7 октября была обнаружена искомая шахта. По воспоминаниям очевидцев, шахта была большой и глубокой, заполненной водой примерно на сорок метров. Она была почти доверху забита «разным деревянным хламом, застрявшим на полатях и распорках и лежащим на поверхности воды». Работа по очистке шахты была очень трудоемкой и продолжалась несколько суток. Вскоре тела мучеников были найдены и подняты на поверхность. Все они были одетыми и при каждом находились многочисленные документы, по которым установили их личность. В разных местах шахты были найдены отдельные вещи и одежда убитых, а также две неразорвавшиеся гранаты, и одна разорвавшаяся, оставившая на стенах шахты следы взрыва. Тело Великой княгини Елизаветы Федоровны было поднято из шахты 28 сентября/11 октября по новому стилю 1918 года около двух часов дня с глубины 7,5 саженей (16 метров), рядом находилось тело князя Иоанна Константиновича. В кромешной тьме шахты, изнемогая от боли, Великая княгиня как могла старалась облегчить его страдания. Голова князя Иоанна была заботливо перевязана апостольником княгини, а пальцы сложены для крестного знамения. В таком же положении были персты у самой Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. На груди Елизаветы Федоровны была найдена икона Спасителя, на обороте которой была надпись: «Вербная Суббота 13 апреля 1891 года». Этот день — 13 апреля 1891 года — был Днем принятия ею Православия. Вскоре после этого тела были привезены в катаверную близ Екатерининской церкви, были омыты и положены в гробы. Днем 5/18 октября 1918 года останки Великой княгини и всех мучеников были перенесены в Екатерининский храм на городском кладбище, где в присутствии десяти священников было отслужено Всенощное бдение. Утром 6/19 октября при многочисленном стечении народа останки убиенных были перенесены к Напольной школе, где была отслужена лития. После этого процессия с гробами мучеников на руках направилась в Свято-Троицкий собор, в котором была совершена Литургия и отпевание, и тела были положены в «наглухо замурованном склепе» с южной стороны храма. Спустя девять месяцев во время наступления на город Красной армии, стараниями отца Серафима (Кузнецова), игумена Серафимо-Алексеевского скита Свято-Николаевского Белогорского монастыря, духовного друга Великой княгини Елизаветы Федоровны, через генерала Дитерихса им было получено разрешение от адмирала Колчака перевезти тела мучеников подальше от линии фронта. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск. 1/14 июля 1919 года восемь гробов с алапаевскими мучениками в сопровождении отца Серафима направились к Чите. Здесь их отвезли в Покровский женский монастырь, где тела страстотерпцев обмыли и облачили Великую княгиню и инокиню Варвару в монашеское одеяние. Отец Серафим с послушниками сняли пол в одной из келий, выкопали там могилу и поставили восемь гробов, присыпав их небольшим слоем земли. После этого отец Серафим остался там жить и охранять тела мучеников. Спустя шесть месяцев, когда красные стали подходить к Чите, гробы с телами страстотерпцев были погружены в вагон и через китайскую границу доставлены в Харбин. Вызванный для составления протокола опознания князь Н. А. Кудашев вспоминал: «Великая княгиня лежала как живая и совсем не изменилась с того дня, как перед отъездом в Пекин прощался с нею в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от падения в шахту. Зная, что Великая княгиня всегда выражала желание быть погребенной в Гефсимании в Иерусалиме, я решил исполнить ее волю — послал ее прах и ее верной послушницы в Святую Землю, попросив монаха проводить их до места последнего упокоения и тем самым закончить начатый подвиг»

 

После долгого и сложного путешествия в Иерусалим, в январе 1921 года останки святых мучениц торжественно встретили на Святой земле русское и греческое духовенство. С пением и молитвами гробы были помещены в усыпальнице под нижними сводами храма святой равноапостольной Марии Магдалины. Архиепископ Анастасий (Грибановский), писал о последнем месте земного пути Великой княгини: «Здесь все отвечает ее духу: и золотые главы храма, играющие на солнце среди зелени маслин и кипарисов, и его художественное внутреннее убранство, запечатленное вдохновением художника Верещагина, и самый характер святых изображений, как бы насквозь проникнутых лучами Воскресения Христова». Когда в 1931 году комиссия Русской Православной Церкви За границей, готовившая материалы по канонизации мучеников, вскрыла гроб с телом Великой княгини Елизаветы Федоровны, все помещение наполнилось благоуханием. По воспоминаниям архимандрита Антония, руководившего вскрытием, по склепу разлился «сильный запах как бы меда и жасмина».

 

 

11 октября в Свято-Елисаветинском женском монастыре прошло особенно торжественное богослужение. Сегодня день обретения обретения мощей Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, а еще — день памяти родителей святого Сергия Радонежского, преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Этих святых Матушка Елисавета очень почитает, и называет своими крестными родителями. Апостольское служение вели сразу трое монастырских священников: наш духовник игумен Тихон, отец Алексий с Елисаветинского подворья в Калининграде и новый батюшка монастыря, отец Димитрий, сменивший на посту служения о. Евгения. Настоятельница сердечно поздравила отца Димитрия с самой первой службой в обители.